Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Возвращение истории

В краеведческий отдел Научной библиотеки ИнгГУ поступил полный комплект печатных изданий «Наши лица», авторского проекта Елены Севрюковой.

13 тематических выпусков проекта, осуществляемого с 2014 года Е.Н. Севрюковой, хорошо известны читателям в Ингушетии и за ее пределами. Каждый выпуск содержит обширный материал о людях, культуре, прошлом и настоящем республики. Издания полиграфически прекрасно выполнены, содержат большое количество фотографий, многие из которых опубликованы впервые. Библиотека располагала отдельными выпусками «Наших лиц», переданных ей ранее краеведом, членом Союза журналистов России, Султаном Мерешковым, теперь комплект полон.

Помимо выпусков «Наших лиц», Е. Севрюкова безвозмездно передала Научной библиотеке поэму «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (в переводе на русский язык Н. Заболоцкого) и книгу «История Ингушии» в хорошей сохранности. Последнее издание представляет особую ценность. 


Ставшее в настоящее время библиографической редкостью «История Ингушии» вышла в городе Орджоникидзе в 1933 году. Автором книги является Георгий Константинович Мартиросиан, вероятно, в 1920-е – начале 1930-х годов бывший сотрудником Ингушского научно-исследовательского института краеведения, под грифом которого и вышла «История Ингушии».

Г.К. Мартиросиан автор нескольких работ, относящихся к истории и актуальным темам современной ему Ингушетии. Это: «Естественные богатства Ингушии» (Орджоникидзе, 1931), «Колхозное строительство в ингушской деревне» (Владикавказ, 1929), «Нагорная Ингушия. Социально-экономический очерк» (Владикавказ, 1928) и ряд других.

Сегодня, по прошествии более 80 лет, эти работы и их автор стали частью ингушской истории. К примеру, в названии книги «История Ингушии» (как и в других публикациях начала советского периода) отразилась попытка изменить-уточнить название территории, населенной ингушами, отказаться от устоявшегося и привычного «грузинизма» «Ингушетия» и ввести новое название, соответствующее правилам русского языка: «Ингушия». 


Как считают некоторые исследователи, название «Ингушетия» стоит в целом ряду названий, с давних времен бытующих на Кавказе (Хевсуретия, Месхетия, Кахетия, Имеретия, Сванетия и пр.), где первая часть слова – это этноним (хевсуры, месхи, кахетинцы, имеретинцы, сваны), а вторая часть – «ети», имеющая значение «страна», территория, населенная названным этносом.

Новое название для страны ингушей не прижилось, а короткое время использования термина «Ингушия» в печатных изданиях 1920-1930-х годов приводит в недоумение наших современников и воспринимается часто как типографская опечатка.

«История Ингушии» Г.К. Мартиросиана – первый опыт обобщения основных этапов исторического развития Ингушетии от родового строя до второго десятилетия 20-го века. В попытке создать целостную картину истории автор опирался на комплекс материалов и сведений, доступных ему на момент написания «Истории…». Разумеется, за прошедшие после выхода «Истории…» Мартиросиана десятилетия исследователи значительно расширили базу письменных источников по истории Ингушетии (в том числе, не русскоязычных), появились работы историков, археологов, фольклористов, языковедов, опубликовано некоторое количество монографических исследований и специальных статей по ряду узких вопросов и тем. На отсутствии таких работ указывал в предисловии к своей книге Г.К. Мартиросиан, трезво оценивавший свой труд, его некоторую неполноту. Именно поэтому он снабдил название книги («История Ингушии») подзаголовком: «Материалы». Тем не менее, и сегодня к «Истории…» Г.К. Мартиросиана можно обращаться как к надежному источнику по отдельным периодам развития ингушской государственности.

К сожалению, в судьбе Ингушетии в скором времени произошел трагический поворот, а судьба автора ее первой печатной истории оказалась забытой страницей. В 1934 году Ингушская автономная область была ликвидирована путем ее объединения в совместную с Чечней автономию, а в 1935 году Георгий Константинович Мартиросиан, родившийся в г. Тифлисе, проживавший в Орджоникидзе был арестован, осужден Тройкой УНКВД по Дальстрою по статье «контрреволюционная повстанческая организация» и расстрелян 10 марта 1938 г.

Очевидно, Г.К. Мартиросиан попал под репрессии в кампанию по разгрому краеведческого движения в СССР в начале тридцатых. Краеведы обвинялись в злостной ориентации на прошлое и его идеализацию. В эти годы было репрессировано много историков, археологов, краеведов, закрыто и разогнано множество обществ, музеев и учреждений краеведения.

Первыми строками на обложке и титульном листе над названием книги Г.К. Мартиросиана обозначен «Ингушский научно-исследовательский институт», под чьей эгидой осуществлялось издание. Все 1920-е годы ингушские научные издания имели гриф «Ингушский научно-исследовательский институт краеведения». С обложки «Истории…» Мартиросиана 1933 года слово «краеведение» исчезло, ибо было «репрессировано», как и само общественное явление, обозначаемое им. Но несмотря на весь драматизм истории, книга отразила и эту трагическую веху в большой истории страны.

Работа Г.К. Мартиросиана венчала усилия научных исследований Ингушетии периода ее самостоятельного развития в 1924-1934 гг. После появления Чечено-Ингушетии о книге будто бы забыли, для широкой публики она стала недоступной, а исследователи вспоминали о ней от случая к случаю. Книга никогда не была переиздана, в отличие, к примеру, от «Грамматики ингушского языка» или «Археологических разысканий в Ингушетии в 1925-1932 годах». Авторы этих работ З.К. Мальсагов и Л.П. Семенов были современниками и соратниками Г.К. Мартиросиана по Ингушскому научно-исследовательскому институту краеведения.

Безусловно, завеса умолчания вокруг «Истории Ингушии» была связана с судьбой ее репрессированного автора, а также с новой советской идеологемой восторжествовавшей в середине 1930-х годов подразумевавшей невозможность существования отдельной истории Ингушетии вне привязки к истории Чечни.

Весьма краткие сведения о Г.К. Мартиросиане содержатся в «Книге памяти Магаданской области», где он был расстрелян. К сожалению, полными биографическими данными и портретом Г.К. Мартиросиана Научная библиотека не располагает, и этот пробел еще предстоит восполнить.

Сегодня «История Ингушии» Г.К. Мартиросиана доступна читателям в Кабинете редкой книги НБ ИнгГУ.