Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Педагогический

·         Год основания: 2004

·         Адрес: 399770, г. Магас Республика Ингушетия., ул. Зязикова 7,

·         Телефон: 8(928)090-06-04

·         Электронная почта: kafedraPMNO@mail.ru

·         Заведующий кафедрой:  Султыгова Марифа Магометовна

·         На кафедре работают 15 преподавателей, из них 3 доктора наук, 6 кандидатов наук.

            Кафедра педагогики и методики начального образовании основана в 2004 году.

           

            Заведующий кафедрой: Султыгова Марифа Магометовна – профессор, доктор филологических наук

            История кафедры

            Сентябрь 1988 г. является важной точкой отсчёта в начале жизнедеятельности кафедры ПМНО.

            Кафедра педагогики и методики начального обучения работает как структурное подразделение классического государственного университета – ИнгГУ, заведующей была с 2004-2017 доктор педагогических наук, профессор Гудиева Лейла Хаджи – Умаровна.

 

Задачи факультета:


Главной задачей  педагогического факультета является подготовка квалифицированных специалистов, бакалавров и магистров для осуществления профессионально – педагогической деятельности в соответствии с современными потребностями общества и тенденциями развития систем Российского образования.
Факультет руководствуется в своей деятельности нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки РФ, Федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», а также «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образовании (высшего учебного заведения) Российской Федерации», Уставом Ингушского государственного университета, приказами ректора ИнгГУ, решениями Ученого совета ИнгГУ.
Общее руководство факультетом осуществляется деканом, Ученым советом факультета, учебно-методическим советом факультета. 
На Ученом совете факультета рассматриваются вопросы методического обеспечения учебного процесса, развития материально-технической базы, организации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, организации нового приема студентов, подведение итогов контрольных мероприятий по балльно- рейтинговой системе, результатов зачетно-экзаменационных сессий, итогов государственной аттестации и др. Взаимодействие структурных подразделений факультета (кафедр, лабораторий, мастерских) осуществляется согласно плану перспективного развития факультета.
В состав факультета входят три выпускающие кафедры: 

 «Педагогики и методики начального образования»

"Географии и БЖД"

«Спортивных дисциплин»



Учебно-методическая работа
Учебно-методический совет факультета руководствуется в своей деятельности «Положением об учебно-методическом совете ИнгГУ». Деятельность совета направлена на совершенствование учебно-методической деятельности, повышение эффективности и качества образовательного процесса. 
УМС создан по решению Ученого совета факультета.
Основные цели:
• определение стратегии и координации учебно-методической деятельности факультета;
• обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией в соответствии с ФГОС – ВПО, рекомендациями учебно-методических объединений по направлению подготовки «Педагогическое образование», актуальными задачами развития образовательной системы России, лицензионными нормативами и аккредитационными показателями.
Основные задачи УМС:
• Аналитическая: 
-подготовка предложений по уточнению задач учебно-методической деятельности факультета с учетом анализа современных процессов в сфере образования; состояния рынка труда и требований работодателей; опыта учебно-методической деятельности факультетов других вузов; анализа учебно-методической работы в ИнгГУ.
• Организационно-координирующая:
-организация деятельности учебно-методических советов кафедрах: «ПМНО», «Машиноведение», «Спортивных дисциплин»;
-разработка предложений по повышению эффективности учебно-методической работы ППС в области учебно-методической деятельности;
-разработка предложений по организации конференций, семинаров в области методической деятельности;
• Содержательно-методическая: 
-разработка рекомендаций по совершенствованию методического информационного и организационного обеспечения образовательного процесса на факультете, внедрению передовых образовательных технологий и новых методов обучения. 
• Информационная:
-разработка рекомендаций по подготовке предложений для издания учебно-методических материалов разработанных на кафедрах факультета.
Руководство УМС факультета осуществляет председатель совета доцент, к.п.н. Саутиева Ф.Б.
Для организации самостоятельной работы студентов, проведения производственной практики, курсовых проектов и выпускных квалификационных работ в библиотеке имеется достаточное количество учебно-методической литературы, рекомендованной программами дисциплин, которая систематически обновляется.
Воспитательная работа 
Воспитательная работа направлена на формирование и развитие профессиональных компетенций будущего специалиста:
информационных, коммуникативных, организаторских, методических и др. 
Система воспитательной работы факультета разработана в соответствии с концепцией и программой воспитательной работы университета. В реализации этого процесса участвуют деканат факультета, руководство кафедр, кураторы, студенческий совет, студпрофком.
Данная деятельность является неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса осуществляется как в ходе учебной работы, так и во внеучебное время.
Приоритетными задачами воспитательного процесса являются: 
• духовно – нравственное; 
• патриотическое воспитание; 
• формирование лидерских, организаторских качеств будущего специалиста; 
• формирование установки на здоровый образ жизни.
Организация работы осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
• Учебно - производственное направление (составление рейтингов, контроль и анализ проблемы посещаемости).
• Научно – информационное направление (организация научно практических конференций, семинаров, круглых столов, участие в научных проектах).
• Социально – бытовое направление (состояние учебных аудиторий, проведение субботников и т.д.).
• Спортивное направление (проведение спортивных мероприятий, соревнований, спортокиад, работа секций по интересам - баскетбол, волейбол, футбол, армспорт и т.д.).
• Культурно- массовое направление (организация посещений музеев, театров, выставок, экскурсий, проведение конкурсов, культурно – массовых мероприятий, викторин, акций и т.д.).
На факультете регулярно проводятся традиционные мероприятия: «Студенческая весна», «Посвящение в студенты», «Осенний бал», мероприятия ко дню учителя, «КВН», «А ну-ка девушки», «Джентльмен – шоу», конкурс «Авторская песня», конкурсы стенгазет и т.д. 
Важная роль на факультете отводится пропаганде здорового образа жизни. Делается акцент на то, что нынешние студенты – это будущие родители, создатели ячейки общества – семьи. Исходя из этого деканатом и кураторами организовываются встречи с представителями здровоохранения, правоохранительными органами, представителями духовенства республики.
Деканат и кураторы групп плотно сотрудничают с родителями наших студентов, регулярно проводятся родительские собрания.
На факультете функционирует родительский комитет. 
Лучшие студенты факультета поощряются почетными грамотами.
Объект и область профессиональной деятельности выпускников.
Выпускники факультета должны занимать ключевые учительские и преподавательские позиции в общеобразовательных учреждениях, в различных профильных организациях республики, эффективно решать любые профессиональные и отраслевые задачи, соответствовать высокому стандарту подготовки специалистов и требованиям отраслевых соответствующих профессии запросов.
О качестве подготовки специалистов говорят отзывы работодателей, которые деятельность наших выпускников оценивают только с положительной стороны. В целом трудоустроенность выпускников факультета достигает в среднем 70 %. В соответствии с квалификацией, выпускники факультета работают в системе образования: учителями школ и дошкольных учреждений республики, в спортивных комплексах, фоках, министерствах, ведомствах и в различных организациях республики.
Особенности процесса обучения на технолого- педагогическом факультете ИнгГУ.
1) Фундаментальная подготовка по педагогике, психологии, методам обучения базовым дисциплинам.
2) Разные виды педагогических практик, содержание каждой из которых отражает спектр направлений профессионально - педагогической деятельности будущего специалиста.
3) Взаимосвязь тематик курсовых работ студентов, мест прохождения практики и выпускных квалификационных работ.
Реализация вышеуказанных составляющих обеспечивается с помощью введения новых образовательных технологий и научно – методической работы студентов.
Профессорско – преподавательским составом факультета особое внимание уделяется самостоятельной учебной работе студентов.

Сведения о подготовке бакалавров и магистров на технолого-педагогическом факультете

Сведения о кафедрах, курсах и дисциплинах

Кафедры

Педагогика и методика начального образования

Направления подготовки

Бакалавриат

·         44.03.05 Педагогическое образование(с двумя профилями): 

профиль «Методика дошкольного образования»,  «Методика начального образования»

·         44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями): 
профиль «География», «Безопасность жизнедеятельности»

           Магистратура

·         44.04.01 Педагогическое образование

программа «Педагогика и методика начального образования»

Аспирантура

·           44.06.01 Образование и педагогические науки :

профиль  «Теория и методика обучения и воспитания»

Кафедра Педагогики и методики начального образования

Состав кафедры: 

Султыгова Марифа Магометовна – профессор, д.ф.н.

Киева Зуфира Хаджибекаровна - профессор, д.ф.н.

Лезина Валерия Владимировна - профессор, д.п.н.

 Акиева Хава Магомедовна - доцент, к.ф.н.

Саутиева Фатима Белановна – доцент, к.п.н.

Мальсагов Амерхан Алиханович - доцент , к.п.н.

Мальсагова Марьям Хаматхановна– к.п.н., старший преподаватель

Мейриева Ашат Султановна - к.ф.н., доцент

Барахоева Жанна Мустафаевна- к.ф.н., доцент

Хамхоева Лейла Магомедовна – старший преподаватель

Тамасханова Хава Хаматхановна – старший преподаватель

Аушева Мадина Бексултановна – старший преподаватель

Батырова Айна Магомедовна – старший преподаватель

Илиева Фариза Магомедовна – старший преподаватель

Султыгова Ромина Магометовна - ассистент

Хутиева Лейла Хусеновна-лаборант

Абадиева Мадина Адамовна – лаборант.


Научно-исследовательская деятельность
Кафедра ведет научные исследования по следующим направлениям:
• Научно - теоретические основы формирования готовности будущих учителей педагогического творчества
• История педагогики и образования РИ.
• Проведение научно-исследовательской (научно-методической, экспериментальной) работы по дисциплинам кафедры;
• Научно-методическое обеспечение: разработка новых педагогических технологий для учебного процесса и системы дошкольного и начального образования;
• Проведение научно-практических конференций (международных, региональных, вузовских);
• Организация профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных школ и среднего профессионального образования республики.
• Оказание научно-методической помощи образовательным учреждениям РИ.
В 2013-14 учебном году все члены кафедры работали по научным направлениям кафедры, принимают активное участие в работе различных научно-практических конференций. 
Научные результаты ежегодно докладываются на конференциях различного уровня, публикуются в сборниках и журналах, в том числе из перечня рекомендованных ВАК.

Научная деятельность.

            Защищены: 3 кандидатские диссертации.

Основные направления научно-исследовательской работы кафедры:

·         Организация предшкольного образования детей;

·         Педагогика и методика духовно-нравственного воспитания детей;

·         Культуроведческий подход к обучению русскому языку в начальной школе;

·         Этнопедагогика в семейном воспитании детей младшего школьного возраста;

·         Эстетическое воспитание учащихся средствами народной педагогики в условиях современной школы.

      Издания кафедры и научные публикации сотрудников кафедры:

1.      Султыгова М.М.: «Проблемы лексической фиксации неологизмов в ингушском языке»

2.      Султыгова М.М.: «Структурно-грамматическая характеристика адвербиальных фразеологизмов ингушского языка»

3.      Султыгова М.М.: «Роль А.С.Чикобава в исследовании отраслевой лексики кавказских языков»

4.      Султыгова М.М.: «Полисемия в ингушском языке»

5.      Султыгова М.М.: «Лексические омонимы  в ингушском языке»

6.      Султыгова М.М.: «Выражение атрибутивности числительными ингушского языка»

7.      Султыгова М.М.: «Сельскохозяйственная лексика ингушского языка (монография)»

8.      Султыгова М.М., Киева З.Х.:«Современный ингушский язык (Лексикология и фразеология) (монография)»

9.      Киева З.Х.: «Концепт "добро" во фразеологии современного ингушского языка»

10. Киева З.Х.: «Категория грамматического класса имени существительного в ингушском языке»

11. Киева З.Х.: «Ингушский язык как государственный язык Республики Ингушетия : состояние и перспективы»

12. Киева З.Х.: «Особенности развития и функционирования ингушского языка как государственного языка Республики Ингушетия»

13. Саутиева Ф.Б.:» Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора»

14. Саутиева Ф.Б.: «Влияние музыки на эмоциональное состояние учащихся»

15. Саутиева Ф.Б.: «Народная педагогика как средство нравственного воспитания школьников в современных условиях»

16. Саутиева Ф.Б.: «Народное воспитание в наследии классиков педагогики»

17. Саутиева Ф.Б.: «Роль народного творчества в повышении эстетического воспитания школьников»

18. Саутиева Ф.Б.: «Специфика организации эстетического  воспитания школьников (на примере ингушского и русского фольклора)»

19. Саутиева Ф.Б.: «Повышение эффективности эстетического воспитания школьников средствами фольклора»

20. Саутиева Ф.Б.: «Развитие речи младших школьников»

21. Саутиева Ф.Б.: «Развитие личности ребенка дошкольного возраста»

22. Барахоева Ж.М.: «Проблемы формирования навыков пунктуации у младших школьников-билингвов»

23. Барахоева Ж.М.: «Нарушения орфоэпических норм в речи учащихся начальных классов»

24. Барахоева Ж.М.: «Актуальные проблемы судебного конституционного контроля в Росийской Федерации»

25. Барахоева Ж.М.: «Особенности формирования орфографического навыка»

26. Барахоева Ж.М.: «Типы лексикографической информации в "Словаре лингвостилистических терминов (монография)"

27. Хамхоева Л.М: «Развитие актуальных психических качеств младших школьников»

28. Хамхоева Л.М.: «Роль учебно-полевой практики в воспитании экологической культуры»

29. Тамасханова Х.Х.: «Семья как пространство формирования психологических конструктов регуляции социального поведения»

30. Аушева М.Б.: «Проблема неуспеваемости младших школьников в Республике Ингушетия и пути ее решения».

            




Цели реализации магистерской программы: 

- реализация второго уровня (ступени) высшего профессионального образования в многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации на основе компетентного подхода;
- обеспечение подготовки специалистов, совмещающих образование педагогического направления и углубленную профессиональную специализацию, владеющих навыками педагогической, научно-исследовательской и научно-педагогической работы, проектной, методической, культурно-просветительской деятельности.
Основу подготовки магистра составляют дисциплины: современные проблемы науки и образования; методология и методы научного исследования; история философии и науки; инновационные процессы в образовании; информационные технологии в профессиональной деятельности; деловой иностранный язык; новые технологические процессы механической и физико-технической обработки; автоматизация производственных процессов в машиностроении; система автоматизированного проектирования технологических процессов; система автоматизированного проектирования режущих инструментов; современное оборудование производства; технологическое обеспечение качества поверхностного слоя деталей машин; оценка конкурентоспособности машиностроения и др.
Исходя из наработанного опыта работы, создания базы учебных и методических материалов, по всем дисциплинам обеспечивающих учебный процесс, преподавателями кафедры разработаны учебно-методическими комплексы и рабочие программы, апробированные, дополненные и скорректированные в дальнейшем.

С 2011 по 2018 года контроль знаний студентов осуществлялся по балльно-рейтинговой системе оценке успеваемости с использованием тестовых заданий разработанных преподавателями кафедры по всем дисциплинам. Направленность инновационной подготовки будущих специалистов обеспечивается на основе компетентностного подхода.
Учебный процесс при подготовке бакалавров и магистров предполагает в себе традиционные формы академической учебной работы (лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов и магистров, практики, научно–исследовательская работа, подготовка магистерской диссертации). В рамках названных форм обучения используются инновационные эффективные образовательные технологии. Они дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, направлены на активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей, усиление роли самостоятельной работы, оптимизацию контроля учебных достижений бакалавров и магистров.
Основные направления использования инновационных технологий при подготовке бакалавров и магистров:
- интеграция различных подходов к технологиям обучения (игровой, межпредметный, личностно-ориентированный);
- реализация различных технологий обучения: технологии проблемного обучения, кейс-технологии, технологии контекстного обучения, технология модульного обучения, игровые технологии, технологии обучения в сотрудничестве, технологии проектного обучения, информационные технологии, интерактивные технологии обучения;
- широкое применение активных методов обучения;
- активное применение информационно-коммуникационных технологий.
Инновационные методы обучения применяются всеми преподавателями, осуществляющими реализацию основной образовательной программы подготовки бакалавров и магистров.
Наибольшее внимание в учебном процессе отводится активным методам обучения, так как они способствую эффективному усвоению знаний, формируют навыки практических исследований, позволяющие решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков научно-исследовательской деятельности, формируют ценностные ориентации личности, повышают познавательную активность; развивают творческие способности, создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности, самостоятельному принятию решений в условиях повышенной мотивации.
В современных условиях существенно усилилась роль информационных технологий обучения. Так, повышение эффективности подготовки студентов и магистров обеспечивается за счет работы с электронными средствами обучения, используя различные электронные репозитарии, такие как электронная библиотека ИнгГУ и другие ресурсы сети Интернет.
Научно-исследовательская деятельность: 
Научно-исследовательская работа на кафедре «Машиноведение» регламентирована Уставом ИнгГУ, Положением о научно-исследовательской деятельности ИнгГУ, Положение об организации научно-исследовательской работы студентов ИнгГУ, Положением о внутривузовских научных грантах ИнгГУ, Положением о внутривузовских научных грантах для студентов и аспирантов ИнгГУ, планами научной деятельности кафедры.




Самостоятельная работа

Формирование высококлассного, конкурентоспособного специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности невозможно вне подготовки его к самостоятельному постоянному творческому овладению знаниями, умениями и навыками. В связи с этим обучение в университете связано с инициированием активной самостоятельной работы студентов.
Обязательная самостоятельная работа предусмотрена для всех дисциплин учебного плана в объеме, соответствующем требованиям ВО. Это позволяет определить оптимальный объем теоретического материала и практических заданий для самостоятельного изучения, не допуская перегрузки, а также контролировать процесс воспитания самостоятельности студентов и формирования у них умений организовывать собственную учебную деятельность без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата.
Обязательная самостоятельная работа предполагает:
- записи лекций, изучение этих материалов и соответствующей литературы; 
- решение проблемных ситуаций, примеров; 
- выполнение лабораторных и практических работ; 
- выступление на семинарах; 
- выполнение учебных домашних заданий, курсовых работ и проектов, дипломного проекта; 
- подготовка к занятиям, зачетам, экзаменам, консультациям и т.д.
Самостоятельная работа является эффективным средством развития познавательных способностей студентов, а координируется, контролируется и направляется эта работа кафедрой и отдельными преподавателями.
Некоторые наиболее успевающие студенты получают задания повышенной сложности.
О результатах исследовательских работ студенты докладывают на практических и лабораторных занятиях, студенческих научных конференциях. используется на старших курсах при написании курсовых и дипломных работ.


Воспитательная работа


Цель и общие задачи воспитательной работы: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом. 
Конкретизация общих задач: 
- создание условий для формирования профессиональной компетентности выпускника вуза по направлению технология и предпринимательство; 
- развитие критического мышления, творчества, самостоятельности, инициативности, лидерских качеств;
- развитие толерантности, коммуникативных умений и навыков. 
Воспитательная и внеучебная работа со студентами осуществляется в соответствии с утвержденной Концепцией воспитательной работы ИнгГУ, планом воспитательной работы факультета, университета и планом перспективного развития факультета и университета.
Наиболее активно развивается культурно-массовая работа, эффективно задействованы на факультете оздоровительный сектор. 
В практике воспитания используются три организационные формы: индивидуальная, групповая и коллективная.
В целях реализации перечисленных задач проводится воспитательная работа со студентами кураторами групп, а также всем преподавательским составом кафедры. Ежегодно студенты принимают активное участие в конкурсе «Студенческая весна», мероприятиях посвященных памятным и историческим датам, посещают музеи, выставки народного творчества и художников РИ, проводятся экскурсии, конкурсы, презентации групп, пикники, походы в театры и кинотеатры и т.д.
С I сентября каждого учебного года кураторами групп проводятся мероприятия по социально-психологической адаптации первокурсников: оформляется паспорт группы.
Учебная и производственная практика, трудоустройство
Практическая подготовка магистров и бакалавров целенаправленно осуществляется через проведение различных видов практик.
В соответствии с концепцией обучения и развития ИнгГУ, а также с учетом требований образовательного процесса, учебный процесс строится на принципах углубленного изучения студентами теоретических курсов и активного приобретения практических умений и навыков. Основные задачи практического обучения решаются таким образом, чтобы бакалавр и магистрант, находясь на практике, сумел закрепить знания, полученные при теоретическом изучении специальных дисциплин, определить свою предметную сферу деятельности.
Все базы практик, в основном, отвечают требованиям, предъявляемым к ним для организации практики (имеют достаточную материальную базу, располагают квалифицированными кадрами для руководства практикой, обеспечивают реализацию высокого организационно-образовательного уровня практики)

Самостоятельная работа является эффективным средством развития познавательных способностей студентов, а координируется, контролируется и направляется эта работа кафедрой и отдельными преподавателями.
Некоторые наиболее успевающие студенты получают задания повышенной сложности.
О результатах исследовательских работ студенты докладывают на практических и лабораторных занятиях, студенческих научных конференциях. используется на старших курсах при написании курсовых и дипломных работ.
Воспитательная работа
Цель и общие задачи воспитательной работы: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом. 
Конкретизация общих задач: 
- создание условий для формирования профессиональной компетентности выпускника вуза по направлению технология и предпринимательство; 
- развитие критического мышления, творчества, самостоятельности, инициативности, лидерских качеств;
- развитие толерантности, коммуникативных умений и навыков. 
Воспитательная и внеучебная работа со студентами осуществляется в соответствии с утвержденной Концепцией воспитательной работы ИнгГУ, планом воспитательной работы факультета, университета и планом перспективного развития факультета и университета.
Наиболее активно развивается культурно-массовая работа, эффективно задействованы на факультете оздоровительный сектор. 
В практике воспитания используются три организационные формы: индивидуальная, групповая и коллективная.
В целях реализации перечисленных задач проводится воспитательная работа со студентами кураторами групп, а также всем преподавательским составом кафедры. Ежегодно студенты принимают активное участие в конкурсе «Студенческая весна», мероприятиях посвященных памятным датам, и историческим, посещают музеи, выставки народного творчества и художников РИ, проводятся экскурсии, конкурсы, презентации групп, пикники, походы в театры и кинотеатры и т.д.
С I сентября каждого учебного года кураторами групп проводятся мероприятия по социально-психологической адаптации первокурсников: оформляется паспорт группы.
Учебная и производственная практика, трудоустройство
Практическая подготовка магистров и бакалавров целенаправленно осуществляется через проведение различных видов практик.
В соответствии с концепцией обучения и развития ИнгГУ, а также с учетом требований образовательного процесса, учебный процесс строится на принципах углубленного изучения студентами теоретических курсов и активного приобретения практических умений и навыков. Основные задачи практического обучения решаются таким образом, чтобы бакалавр и магистрант, находясь на практике, сумел закрепить знания, полученные при теоретическом изучении специальных дисциплин, определить свою предметную сферу деятельности.
Все базы практик, в основном, отвечают требованиям, предъявляемым к ним для организации практики (имеют достаточную материальную базу, располагают квалифицированными кадрами для руководства практикой, обеспечивают реализацию высокого организационно-образовательного уровня практики).