Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Машиноведение

О кафедре

Дата открытия: 1994
Руководитель:Цечоева Аминат Хусеновна
E-mail: aminat_cechoeva@mail.ru

         В числе первых кафедр, образованных в 1994 году в Ингушском государственном университете, была кафедра «Технология конструкционных материалов», под руководством д.т.н., профессора Мальсагова Азамата Арсамаковича, и в 1997 году преобразована в кафедру «Машиноведение».

С 1995 года заведующим кафедрой «Машиноведение» назначена Цечоева Аминат Хусеновна, доцент, к.т.н.

Состав кафедры:

На кафедре работают 7 штатных сотрудников:

1.Цечоева Аминат Хусеновна- зав.кафедрой, к.т.н., доцент

2.Мержоева Марем Салмановна- к.т.н., доцент

3.Хаматханова Ж.М.-доцент

4. Гагиев Богдан Султанович-старший преподаватель

5.Мальсагов Салман Саматович-зав.лабораториями

6.Пугоева Ася Османовна- старший лаборант

7.Баркинхоев Магомед Батырович- стрший лаборант

и 4 совместителя :

1.Кунижев Борис Иналович - профеесор, д.ф/м.н

2.Батыгов Заяудин Османович-к.п.н., доцент

3.Агиева Мовлотхан Тугановна-к.т.н.,доцент

4.Гатиев Магомед Шамильевич-старший преподаватель

Цечоева А.Х.- зав.кафедрой, к.т.н., доцент

Стаж работы в ВУЗе: 24 года

Читаемые дисциплины: Основы метрологии, стандартизации и сертификации, технология машиностроения, методика обучения основам технологии по профилю «Технологическое образование», система автоматизированного проектирования технологических процессов, педагогическое проектирование.

 

• Мержоева Марем Салмановна – к.т.н., доцент

Стаж работы в ВУЗе – 23 год.

Читаемые дисциплины: основы машиностроительного черчения, технология конструкционных материалов, основы теории технологической подготовки, система автоматизированного проектирования режущих инструментов.

• Хаматханова Жаридат Мухарбековна – доцент 

Стаж работы в ВУЗе – 23 лет.
Читаемые дисциплины: начертательная геометрия, графика. 

• Гагиев Багдан Султанович – ст. преподаватель

Стаж работы в ВУЗе – 18 лет.

Читаемые дисциплины: методика обучения по техническому обслуживанию транспортных средств, практикум по обработке конструкционных материалов, организация безопасности в управлении транспортных средств

• Гатиев Магомед Шамильевич – ст. преподаватель

Стаж работы в ВУЗе – 10 лет

Читаемые дисциплины: современное промышленное производство, исследования в технологическом образовании, компьютерная графика.

• Мальсагов Салман Саматович – зав. лабораториями

Стаж работы в Вузе: 22 года

Читаемые дисциплины: резание материалов станки и инструменты, охрана труда и промышленная экология

• Пугоева Ася Османовна – ст. лаборант

Стаж работы в ВУЗе 12 лет

• Баркинхоев Магомед Батырович – ст. лаборант

Стаж работы в ВУЗе 12 лет

        Преподаватели читают дисциплины и проводят занятия по направлениям бакалавриата и магистратуры. За период создания кафедры защитили диссертации: в 2004 году Мержоева Марем Салмановна, на соискание ученой степени кандидата технических наук; в 2013 году Цечоева Аминат Хусеновна, на соискание ученой степени кандидата технических наук., в 2018 году Пугоева А.О.на соискание ученой степени кандидата филологических наук.

Существенными достижениями в деятельности кафедры за последние годы стали:
- оснащение аудитории компьютером и интерактивной доской для проведения лекционных и практических занятий;
- оснащение лабораторий новым оборудованием и инструментами;
- открытие доступа студентам и ППС кафедры к ресурсам электронной библиотечной системы
- изданы четыре монографии;
- около 200 статей в научных сборниках трудов различного уровня;
- разработка электронных версий лекций.
Основными стратегическими задачами кафедры является: формирование установок общей цели, мотивации, общего устремления на активную работу по формированию позитивного образа кафедры; изучение спроса на запросы и создание условий для повышения квалификации сотрудников кафедры; организация целенаправленной работы по обучению и внедрению новых образовательных технологий, адекватных учебным целям; рациональное распределение обязанностей среди преподавателей; создание малых проектных и разработческих групп преподавателей для реализации учебно-методических задач; формирование условий для подготовки студенческих дипломов, приема в аспирантуру по кафедре, формирования нового поколения преподавателей из своих студентов; обобщение опыта работы преподавателей, распространение опыта, подготовка и переиздание методических рекомендаций, реклама реальных профессионально-педагогических достижений через публикации и выступления на совещаниях, на научно-практических конференциях; организация материального и морального стимулирования творчества преподавателей по разработке нового содержания УМК и рабочих программ, новых программ и курсов, применения новых методик; систематические отчеты, служебные записки по итогам работы, презентация достижений кафедры; постоянная корректировка внутренних процессов и условий обеспечения продуктивной деятельности кафедры.
Учебно-методическая работа:

с 2014 года на кафедре реализуются образовательные программы ВО бакалавриата по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) профили «Экономика»,«Технологическое образование. 
Основные образовательные программы баклавариата разработаны на основе требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, определенных государственным образовательным стандартом третьего поколения и три «+».
Содержание образовательной программы определяют рабочий учебный план, график учебного процесса, учебно-методические комплексы и рабочие программы по дисциплинам учебного плана, программы практик, нормативная и методическая документация по итоговой аттестации.
Рабочий учебный план предусматривает очную и заочную форму обучения со сроками подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) профили «Экономика»,«Технологическое образование очно-5 лет, заочно-6 лет;

Основу подготовки бакалавра составляют дисциплины: резание материалов, станки и инструменты; технологическая оснастка; начертательная геометрия; графика; основы машиностроительного черчения; технология конструкционных материалов и материаловедение; практикум по обработке конструкционных материалов; основы теории технологической подготовки; охрана труда и промышленная экология; техническое творчество; технология машиностроения; основы метрологии, стандартизации и сертификации; основные отрасли народного хозяйства РИ; исследования в технологическом образовании, современные средства оценки результатов обучения; современное промышленное производство; компьютерная графика, методика обучения технологии по профилю «Технологическое образование» и др..

С 2011 года реализуется основная образовательная программа магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» по профилю «Технологическое образование» по очной форме обучения. Руководителем магистерской программы является зав.кафедрой, к.т.н., доцент Цечоева А.Х.
Цели реализации магистерской программы: 

- реализация второго уровня (ступени) высшего профессионального образования в многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации на основе компетентного подхода;
- обеспечение подготовки специалистов, совмещающих образование педагогического направления и углубленную профессиональную специализацию, владеющих навыками педагогической, научно-исследовательской и научно-педагогической работы, проектной, методической, культурно-просветительской деятельности.
Основу подготовки магистра составляют дисциплины: современные проблемы науки и образования; методология и методы научного исследования; история философии и науки; инновационные процессы в образовании; информационные технологии в профессиональной деятельности; деловой иностранный язык; новые технологические процессы механической и физико-технической обработки; автоматизация производственных процессов в машиностроении; система автоматизированного проектирования технологических процессов; система автоматизированного проектирования режущих инструментов; процессы управления объектами в машиностроении; современное оборудование производства; технологическое обеспечение качества поверхностного слоя деталей машин; оценка конкурентоспособности машиностроения и др.
Исходя из наработанного опыта работы, создания базы учебных и методических материалов, по всем дисциплинам обеспечивающих учебный процесс, преподавателями кафедры разработаны учебно-методическими комплексы и рабочие программы, апробированные, дополненные и скорректированные в дальнейшем.

С 2011 года контроль знаний студентов осуществляется по балльно-рейтинговой системе оценке успеваемости с использованием тестовых заданий разработанных преподавателями кафедры по всем дисциплинам. Направленность инновационной подготовки будущих специалистов обеспечивается на основе компетентностного подхода.
Учебный процесс при подготовке бакалавров и магистров предполагает в себе традиционные формы академической учебной работы (лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов и магистров, практики, научно–исследовательская работа, подготовка магистерской диссертации). В рамках названных форм обучения используются инновационные эффективные образовательные технологии. Они дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, направлены на активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей, усиление роли самостоятельной работы, оптимизацию контроля учебных достижений бакалавров и магистров.
Основные направления использования инновационных технологий при подготовке бакалавров и магистров:
- интеграция различных подходов к технологиям обучения (игровой, межпредметный, личностно-ориентированный);
- реализация различных технологий обучения: технологии проблемного обучения, кейс-технологии, технологии контекстного обучения, технология модульного обучения, игровые технологии, технологии обучения в сотрудничестве, технологии проектного обучения, информационные технологии, интерактивные технологии обучения;
- широкое применение активных методов обучения;
- активное применение информационно-коммуникационных технологий.
Инновационные методы обучения применяются всеми преподавателями, осуществляющими реализацию основной образовательной программы подготовки бакалавров и магистров.
Наибольшее внимание в учебном процессе отводится активным методам обучения, так как они способствую эффективному усвоению знаний, формируют навыки практических исследований, позволяющие решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков научно-исследовательской деятельности, формируют ценностные ориентации личности, повышают познавательную активность; развивают творческие способности, создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности, самостоятельному принятию решений в условиях повышенной мотивации.
В современных условиях существенно усилилась роль информационных технологий обучения. Так, повышение эффективности подготовки студентов и магистров обеспечивается за счет работы с электронными средствами обучения, используя различные электронные репозитарии, такие как электронная библиотека ИнгГУ и другие ресурсы сети Интернет.
Научно-исследовательская деятельность: 
Научно-исследовательская работа на кафедре «Машиноведение» регламентирована Уставом ИнгГУ, Положением о научно-исследовательской деятельности ИнгГУ, Положение об организации научно-исследовательской работы студентов ИнгГУ, Положением о внутривузовских научных грантах ИнгГУ, Положением о внутривузовских научных грантах для студентов и аспирантов ИнгГУ, планами научной деятельности кафедры.

Непосредственное руководство научной работой осуществляют: заведующий кафедрой «Машиноведение», к.т.н., доцент Цечоева А.Х, доцент кафедры Мержоева М.С., профессор Кунижев Б.И., доцент Агиева М.Т.

Научные исследования проводятся в следующих формах: плановые и внеплановые НИР, научные конференции, семинары, круглые столы, коллоквиумы. Испытана новая форма научного семинара – «семинар-исследование», проводимого с использованием новых моделей социально-экономических систем.
На кафедре используются инновационные методы обучения студентов: проблемно-ориентированный междисциплинарный подход к изучению наук. Применяемые новые технологии имеют интегрирующее значение и повышают методологическую организованность всего процесса обучения студентов.
Результаты научных исследований нашли отражение в публикациях (монографиях, статьях, пособиях), в выступлениях сотрудников кафедры на научных и научно-практических конференциях, в авторских спецкурсах. 
Профессорско-преподавательский состав кафедры активно участвует в работе международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, межвузовских и внутривузовских конференций, круглых столов. Результаты участия профессорско-преподавательского состава кафедры в научных мероприятиях опубликованы в ежегодных сборника научных трудов ИнгГУ, региональных, всероссийских и др.. 
За период создания кафедры, сотрудниками кафедры издано 4 монографии, опубликовано около 200 научных статей, в том числе в изданиях ВАК более 60 статей. Доцент кафедры М. С. Мержоевой, ассистент М. Ш. Гатиевым являются соавторами патента на изобретение «Устройство для вибрационного сверления» (Патент RU 128 535 U1 от 27.05.2013 Бюл. №15), полученного в 2013 году. 
Большая работа ведется СНО «Студенческое научное общество», руководителем которого является доцент Хаматханова Ж.М.. Ежегодно СНО проводятся научные конференции на тему «Молодежь и наука», с активным привлечением студентов и магистрантов ИнгГУ к участию в конференциях. 
Результаты научных исследований студентов и магистров используются при подготовке дипломных работ и магистерских диссертаций, докладываются на научно-практических конференциях.


Самостоятельная работа

Формирование высококлассного, конкурентоспособного специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности невозможно вне подготовки его к самостоятельному постоянному творческому овладению знаниями, умениями и навыками. В связи с этим обучение в университете связано с инициированием активной самостоятельной работы студентов.
Обязательная самостоятельная работа предусмотрена для всех дисциплин учебного плана в объеме, соответствующем требованиям ВО. Это позволяет определить оптимальный объем теоретического материала и практических заданий для самостоятельного изучения, не допуская перегрузки, а также контролировать процесс воспитания самостоятельности студентов и формирования у них умений организовывать собственную учебную деятельность без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата.
Обязательная самостоятельная работа предполагает:
- записи лекций, изучение этих материалов и соответствующей литературы; 
- решение проблемных ситуаций, примеров; 
- выполнение лабораторных и практических работ; 
- выступление на семинарах; 
- выполнение учебных домашних заданий, курсовых работ и проектов, дипломного проекта; 
- подготовка к занятиям, зачетам, экзаменам, консультациям и т.д.
Самостоятельная работа является эффективным средством развития познавательных способностей студентов, а координируется, контролируется и направляется эта работа кафедрой и отдельными преподавателями.
Некоторые наиболее успевающие студенты получают задания повышенной сложности.
О результатах исследовательских работ студенты докладывают на практических и лабораторных занятиях, студенческих научных конференциях. используется на старших курсах при написании курсовых и дипломных работ.


Воспитательная работа


Цель и общие задачи воспитательной работы: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом. 
Конкретизация общих задач: 
- создание условий для формирования профессиональной компетентности выпускника вуза по направлению технология и предпринимательство; 
- развитие критического мышления, творчества, самостоятельности, инициативности, лидерских качеств;
- развитие толерантности, коммуникативных умений и навыков. 
Воспитательная и внеучебная работа со студентами осуществляется в соответствии с утвержденной Концепцией воспитательной работы ИнгГУ, планом воспитательной работы факультета, университета и планом перспективного развития факультета и университета.
Наиболее активно развивается культурно-массовая работа, эффективно задействованы на факультете оздоровительный сектор. 
В практике воспитания используются три организационные формы: индивидуальная, групповая и коллективная.
В целях реализации перечисленных задач проводится воспитательная работа со студентами кураторами групп, а также всем преподавательским составом кафедры. Ежегодно студенты принимают активное участие в конкурсе «Студенческая весна», мероприятиях посвященных памятным и историческим датам, посещают музеи, выставки народного творчества и художников РИ, проводятся экскурсии, конкурсы, презентации групп, пикники, походы в театры и кинотеатры и т.д.
С I сентября каждого учебного года кураторами групп проводятся мероприятия по социально-психологической адаптации первокурсников: оформляется паспорт группы.
Учебная и производственная практика, трудоустройство
Практическая подготовка магистров и бакалавров целенаправленно осуществляется через проведение различных видов практик.
В соответствии с концепцией обучения и развития ИнгГУ, а также с учетом требований образовательного процесса, учебный процесс строится на принципах углубленного изучения студентами теоретических курсов и активного приобретения практических умений и навыков. Основные задачи практического обучения решаются таким образом, чтобы бакалавр и магистрант, находясь на практике, сумел закрепить знания, полученные при теоретическом изучении специальных дисциплин, определить свою предметную сферу деятельности.
Все базы практик, в основном, отвечают требованиям, предъявляемым к ним для организации практики (имеют достаточную материальную базу, располагают квалифицированными кадрами для руководства практикой, обеспечивают реализацию высокого организационно-образовательного уровня практики)
Учебные и педагогические практики проводятся в общеобразовательных учреждениях РИ, производственная и экономическая практики проводится на предприятиях и организациях РИ, научно-педагогическая практика проводится на базе кафедры «Машиноведение», научно-исследовательская как на базе кафедры «Машиноведение» так и на предприятиях РИ.
Трудоустройство
География распределения выпускников включает в себя, в основном, города и населенные пункты РИ, а также отдельные города России (Ростов, Москва, Белгород). Студентам окончившим учебу на «отлично» дается рекомендация в аспирантуру.
Выпускники образовательной программы магистратуры, по направлению «Педагогическое образование» по профилю «Технологическое образование» проявили себя в профессиональной деятельности подготовленными специалистами, способными решать встающие перед ними профессиональные задачи. Об этом свидетельствуют поступившие в ИнгГУ официальные отзывы работодателей этих выпускников.