Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Ректор ИнгГУ Фатима Албакова рассказала о развитии университета в интервью порталу "Ректор говорит!"

"Для результатов от сотрудничества с бизнесом нужен прорыв в проектной деятельности"

Ингушский государственный университет (ИнгГУ) — один из самых молодых университетов в России. Вуз основан 30 лет назад, в один год с городом Магасом, где он расположен. О том, как эти условия повлияли на развитие университета, мы поговорили с ректором.

- Фатима Юсуповна, почти во всех интервью мы обсуждаем с ректорами целевую модель университета, к которой они стремятся, и то, как к ней прийти. Вы возглавляете один из самых молодых вузов в России. Как Вы считаете, в ИнгГУ уже сформулированы ответы на вопросы: «Какой мы университет, какая наша первоочередная задача, что мы значим для своей республики?» Или Вы находитесь в стадии поиска своей идентичности?

- В апреле мы отметили сразу две примечательные даты — 30 лет ИнгГУ и 86 лет ингушской высшей школе. Истоки образовательной традиции ведут свое начало еще со второй половины XIX века, когда регион активно включился в российскую социокультурную систему. Поэтому говоря о самоопределении университета, я «зацеплюсь» за понятие идентичности из вашего вопроса, чтобы связать его с нашей историей.

Идентичность состоит из совокупности идентитетов, то есть элементов самосознания. Для нашего университета она складывается на основе научно-образовательной традиции, которой уже много десятилетий. В 1920–1930-хх годах, в период колоссального всплеска интереса к образованию, науке, культуре, появляются учебные заведения, исследовательский институт, народ включился в советскую научно-образовательную систему. На смену ей пришел постсоветский идентитет, непростой для всей образовательной системы России. Последние десятилетия мы переживаем ускоренный период обновления, оздоровления и возвращения к своим уникальным истокам.

Ингушский государственный университет живет и функционирует в совокупности всех этих исторических идентитетов, поэтому, несмотря на свой возраст, нашел ответы на вопросы «какие мы», «какая наша первоочередная задача», «что мы значим для своей республики». Вуз верен идее, что общество по-прежнему осознает первостепенную роль образования, а университет воспринимает как центр передовых знаний.

В Магасе проживают 16 000 человек, в ИнгГУ обучаются более 8000 студентов и работают 1000 сотрудников. Получается, больше половины населения города связаны с университетом. Вы относите себя к градообразующему университету?

- Думаю, любой университет исторически относится к градообразующему учреждению, и Ингушский университет не исключение. По своему архитектурному и эстетическому образу, по своей образовательной идее ИнгГУ и есть духовный центр республиканской столицы. В республике большая доля молодого населения, социализация которого проходит в колледжах и, конечно, в университете.
Все дороги ведут к храму, в нашем случае — к университету.

- В таком случае хотелось бы обсудить с Вами такой вопрос. В издании «Высшее образование в России»приведены результаты исследования Института образования ВШЭ о взаимосвязи между студенческой вовлеченностью, статусом и размером вуза. Автор пишет: «Можно однозначно сказать, что высокий статус университета не гарантирует высокое качество образовательного процесса с точки зрения использования эффективных преподавательских практик. Мы обнаружили, что, напротив, учащиеся ведущих университетов имеют более низкую вовлеченность в работу в классе».

Интересно узнать Ваше мнение: что вузу без «регалий» и громкого бренда, далекому от столицы, предложить абитуриентам, чтобы убедить их: учиться в его стенах не менее интересно, что у него тоже есть программы ничуть не хуже, а где-то, может, и содержательнее, чем во многих московских вузах?

- ИнгГУ находится в выгодной ситуации. Мы единственный государственный вуз классического типа в регионе и пока серьезной конкуренции не испытываем. Хотя сегодня мобильность молодежи ничем не ограничена и ничто не мешает выпускникам школ уезжать учиться в другие города, мы стараемся донести до них, что существенные качественные изменения в последние годы происходят и в нашем университете.

Мы внимательно следим за образовательными трендами и запросами молодежи, бизнеса, правительства и министерства, за теми профессиями, что востребованы в регионе, и за последние два года открыли порядка 10 новых направлений подготовки. Это специальности, связанные с туризмом и гостеприимством, цифровой экономикой, промышленным и гражданским строительством, направления, которые включены в стратегические цели администрации региона. По рекомендации главы республики, в этом году впервые будем набирать студентов по направлению «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия». Так мы реагируем на то, что сейчас в Ингушетии и в целом на Кавказе интенсивно развивается индустрия туризма.

Появился ряд новых аграрных специальностей, запрос на них большой. И конечно, мы развиваем инженерные направления: совместно с Таганрогским институтом робототехники готовимся к открытию инженерной школы, пока на уровне обучения студентов колледжа и высшего образования. Развиваем сотрудничество с Самарским техническим университетом по цифровизации университета и сетевому образованию, как и с МФТИ. Планируем конструктивное сотрудничество с IT-академией, которая открылась недавно в республике и стала первой в Северокавказском регионе и девятой по стране.

Чтобы донести всю эту информацию до школьников, мы круглый год проводим интенсивную презентационную работу по профориентации.

- Учатся ли у Вас студенты из других регионов Северного Кавказа?

- Практически отовсюду: из Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечни и Дагестана.

- Как Вы думаете, чем их привлек ИнгГУ?

- Меня этот вопрос тоже интересовал. Думаю, наш университет отличает демократизм внутренней академической университетской культуры, если так можно сказать, и студенческого самоуправления. Мы гостеприимны и развиваем интернализацию студенческого и преподавательского коллектива.

- Как формируется исследовательская повестка в Вашем университете? Какую роль в ней играют индустриальные партнеры? И кто в настоящее время проявляет большую инициативу в плане взаимодействия: университет или потенциальные заказчики?

- Выпускники университета всегда востребованы в республике. Вместе с тем, вуз обязан реализовать программу по их трудоустройству. Через формирование взаимовыгодного партнерства, включая сотрудничество в сфере научно-исследовательских проектов, мы решаем эти задачи.

Со стороны учреждений и производств тоже есть запрос. Действующие исследовательские проекты ИнгГУ связаны в большей степени с экологией, агрономией, электроникой, инженерией. В этом направлении мы сотрудничаем с биологическим факультетом МГУ, Самарским государственным техническим университетом, МФТИ. Со стороны бизнеса отвечаем на запросы банковских структур, местного молочного комбината, агрокомплекса «Сунжа», холдинга «Сад Гигант». О серьезных результатах говорить рано.

Это связано с тем, что университет еще не набрал полную силу, чтобы вызывать абсолютное доверие со стороны местного бизнеса?

- Ингушетия переживает положительную динамику развития в различных областях экономики. На этой волне мы стремимся нарастить максимальный объем возможностей взаимодействия с учетом программы развития университета. Чтобы получать серьезные результаты от сотрудничества с бизнесом, с местными экономическими структурами и хозяйствами, нужен прорыв в проектной деятельности, который может быть совершен совместно.

В 2023 г. Вы переориентировали деятельность Инжинирингового центра с экологического проекта на производство композитных материалов на основе полимеров. Поделитесь, пожалуйста, Вашей практикой: как происходит перестройка лабораторий, коллектива исследователей?

- Инжиниринговый центр будет занят опробованием различных композитных материалов для выведения инновационной формы на основе полимеров. Для этого мы практически полностью пересобираем коллектив центра, с переориентированием на новую научно-исследовательскую работу, и новый проект запускаем совместно с СамГТУ.

Ингушетия относится к регионам, где наблюдается диспропорция в пользу СПО в плане выбора уровня образования среди выпускников школ. То есть существенная часть школьников предпочитают продолжать обучение в колледжах. Какие аргументы есть у ИнгГУ для студентов, уже получивших СПО, — почему им стоит поступать, например, в Ваш университет и продолжать учиться? Как быть с популярным тезисом, что СПО дает возможность быстрее выйти на рынок труда и начать зарабатывать, ведь именно это и привлекает абитуриентов?

- Средние профессиональные учебные заведения в последнее время привлекают большое количество молодежи именно по той причине, что выпускники школ стали свободнее в своем выборе образовательного пути и многие из них понимают, что учиться теперь можно на протяжении всей жизни. Они не ограничены временными рамками и опасениями, что если сейчас не успеют получить образование, то дальше не смогут этого сделать.

СПО действительно дает возможность быстрее выйти на работу и начать зарабатывать, стать самостоятельнее. И все же значительная часть получивших среднее профессиональное образование нацелены на дальнейшее развитие, на поиск своего призвания, и университет предоставляет таким абитуриентам множество возможностей саморазвития, реализации творческого потенциала и получения современных профессиональных компетенций.

Фатима Юсуповна, до назначения на пост ректора Вы много лет преподавали. Когда Вы приняли решение возглавить ИнгГУ, как Вы для себя определили: на что будете опираться в своей работе, какие принципы будут для Вас ключевыми в этой роли?

- Я понимала, какую ответственность беру на себя, и внутренне была к ней готова. Последние десятилетия до назначения я работала в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, где получила важные и очень полезные для руководителя высшего образования качества — ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, умение ставить цели и их достигать.

Работа ректора чрезвычайно сложная, я бы даже сказала, неожиданно сложная, потому что одно дело иметь представление о деятельности такого вуза, как МГУ, и другое — руководить университетом, у которого есть и свои недоработки, но и большое количество потенциальных ресурсов для развития. Последние 2–3 года мы работаем над реформированием, модернизацией образовательных, студенческих, материально-технических, инфраструктурных ресурсов университета. Думаю, немало удалось. Работа в этом направлении будет продолжаться.


Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!».